Ads 468x60px

вторник, 13 мая 2014 г.

Мой прадед- настоящий герой войны.

Я хочу рассказать о тяжелых и горьких буднях войны, выпавших на долю моего прадеда Вертушкина Николая Арефьевича – отца моей бабушки по линии мамы. У бабушки сохранилось несколько фотографий прадеда военных лет, военный билет, книжка красноармейца, справка участника боевых действий. 
Прадед с семьей переселился в Куркиекский район Карело-Финской ССР в 1940 году после окончания «Зимней» войны (с Финляндией в 1939-1940 гг.), участником которой он был. Его покорила красота нашего края.
После объявления войны Германией Николай Арефьевич ушел на фронт. Было это 23 июня 1941 года. Служил Николай Арефьевич в 4-ой роте, 2-ом батальоне, 461-м стрелковом полку 142-ой стрелковой дивизии, 23-я армии Северного фронта. Полком командовал полковник В.А.Трубачёв.
По рассказам бабушки ( ей в то время было 9 лет) со слов прадеда, военные действия начались через неделю сразу за станцией Яккима. Сдерживали противника длительное время. Затем, по приказу командования, началось отступление на прежние границы Советского Союза , существовавшие до 1940 года.
Пользуясь сведениями имеющихся документов, в частности военного билета, я попыталась через Интернет найти материалы о воинской части, где служил прадед
С помощью сайта (http://www.warheroes.ru) я выяснила что, «… В этот период полк занимал оборону на государственной границе Союза Советских Социалистических Республик (СССР) с Финляндией, на участке Ристилахти лахденпохского направления. Стойкая оборона данного рубежа обеспечивала важные военные перевозки и эвакуацию материальных ценностей по железной дороге Ленинград - Сортавала.
29 июня 1941 года финские войска перешли границу СССР и повели наступление на фронте до 150 километров, в том числе на отдельных направлениях обороны 142-й стрелковой дивизии. Трубачев лично показывал примеры мужества и хладнокровия в бою. По примеру командира храбро сражались все воины вверенного ему полка. 

За пять первых недель войны, с 29 июня по 4 августа 1941 года, в районе Лахденпохья и посёлка городского типа Элисенваара 461-й стрелковый полк не отошёл от государственной границы ни на шаг, а враг не смог продвинуться в заданном направлении и понёс значительные потери. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 июля 1941 года за умелое командование полком, грамотное руководство боями против численно превосходящего врага и нанесение ему больших потерь в живой силе и технике, и проявленные при этом мужество и героизм, полковнику Трубачёву Василию Алексеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№632).
Это был один из первых подобных указов начала Великой Отечественной войны, а 461-й стрелковый полк был награждён орденом Ленина.

В ночь на 12.08.1941 командующим армией было принято решение организованно отвести части в шхерный район Ладоги на остров Килпола. Командующий фронтом К. Е. Ворошилов отменил решение, но скоро согласился, и в период до 23.08.1941 года дивизия, судами Ладожской военной флотилии была переброшена в Саунасари и вновь заняла позиции на правом фланге армии, примыкая к Ладожскому озеру, а затем с боями отошла вместе с армией на рубеж старой государственной границы».
В сентябре 1942 года во время бомбардировки авиацией финской армии прадед вместе с другими бойцами был засыпан в блиндаже, был ранен, получил контузию, а очнулся в….. финском лазарете. Так начались тяжелые два года плена в финских лагерях.

По воспоминаниям прадеда (опять со слов бабушки) финны ненавидели русских. Именно русских. Злобой были охвачены дети, женщины, старики и, конечно, охрана лагеря. Практически не кормили, в день выдавали две картофелины и небольшой кусок хлеба. И только когда стало ясно, что не только быстрой, но и вообще победы немцам не видать, отношение финнов смягчилось, и военнопленным разрешили работать за плату. Мой прадед работал в семье фермера. Оплату труда производили продуктами питания.
Здесь я вновь обратилась к Интернету и вот что мне удалось найти. По книге Эйно ПИЭТОЛА, используя материалы сайта http://peopleandwar.ru/ :
«После капитуляции Германии в начале мая 1945 года перед всем миром обнажился во всей своей жуткой картине тот великий разор, который нацисты оставили после себя на захваченных ими землях в странах Европы и особенно в СССР. Согласно бредовой националистической догме, уничтожались гражданское население еврейского происхождения и славянские народы. Однако настоящее лицо фашизма и его варварство окончательно обнажились, когда открылись ворота лагерей смерти и концентрационных лагерей.

Когда пытаются найти настоящие причины исключительно высокой смертности среди русских военнопленных и просто гражданского населения русского происхождения в финских лагерях в восточной Карелии, никак нельзя обойти вниманием то обстоятельство, что финны всегда воспитывались в националистическом духе. Именно это, в слиянии с фашистской идеологией, породило "ненависть к русским" среди крайне правых, их пренебрежение к русским людям вообще.
Группировка пленных по расовым признакам, проводившаяся в Финляндии, была несколько деликатнее, чем в нацистской Германии.
Классифицировались малочисленные народности СССР в лагерях и на местах работы следующим образом:
А. Славянские народы. Самую большую группу из них составляли великороссы. От них надо было содержать отдельно: а) украинцев (малороссы) и так называемых рутенов, б) белорусов, в) поляков.
Там, где не было возможности разместить группы "а", "б", "в" раздельно друг от друга, разрешалось держать вместе белорусов и поляков.
Б. Тюрко-татарские народы: а) татары (с Волги, Крыма, Кавказа, Сибири и др. районов), б) башкиры, в) киргизы, г) узбеки, туркмены; их и так называемое население Казахстана можно было содержать вместе с названными выше.
В. Финно-угорские народы. I. Более далекие: а) коми и удмурты могли содержаться вместе, б) черемисы (мари) и мордва (эрзя и мокша) могли в экстремальных ситуациях содержаться вместе, но черемисы могли быть приравнены также и к удмуртам и к татарам с Волги.
II. Более близкие:
а) карелы, вепсы, водь и так называемые ижора могли содержаться вместе, б) ингерманланд-ские саваки и эвремейсы, а также так называемые финны, пришедшие в Ингерманландию из Финляндии в 1600-х годах, а также финны, переместившиеся из Финляндии в Карелию. Этих всех можно было содержать вместе.
Г. Кавказские народы: а) георгианцы или грузины (основная народность - картвелы и минг-релы) - содержать раздельно, б) ингуши, чеченцы, осетинцы и другие - или вместе, или отдельно от предыдущих, если такая возможность имеется.
Евреи должны были содержаться вместе с великороссами. Приволжские немцы должны быть приравнены к дружественно настроенным малочисленным народностям. 
Суровый вид наказания военнопленных, порку розгами, использовали практически во всех лагерях. Этот вид наказания использовался даже куда чаще, чем карцер. Исключение составляли лишь русские женщины из числа гражданского населения, которых нельзя было, согласно инструкциям, подвергать физическим видам наказаний.
Порки были публичным мероприятием, тогда как смертная казнь производилась без посторонних глаз. Посередине площади устанавливался на возвышении помост, на который животом должен был ложиться пленный, обнажившись перед этим до пояса.
Розгой служил привязанный к деревянной ручке пучок изолированной медной или стальной проволоки. Сильный удар этим пучком приходился, как правило, на спину пленного. Костей он не деформировал, но причинял адскую боль.
Другим наказанием дисциплинарного плана считалось выдерживание пленных по стойке смирно с тяжелым рюкзаком за плечами.
Каждодневным видом наказания пленных считалось выполнение сверхурочной работы в свободное время. Но так как за эту работу дополнительный паек не полагался, то она приводила, как правило, к ухудшению и без того слабого здоровья.
Осенью 1943 года, когда Верховный главнокомандующий, маршал Финляндии Маннергейм, лишил штаб тыловых частей прав на управление военнопленными и подчинил лагеря и больницы штабу по делам военнопленных прямо при ставке. С этого момента с военнопленными стали обращаться по-человечески...»

После выхода Финляндии из войны, в августе 1944 года, состоялся обмен пленными. Всех вернувшихся из плена после проверяли на предмет причины оказания в плену, сотрудничества с врагом. Прадед, Николай Арефьевич после проверки был восстановлен на военной службе, в обычной воинской части, дошел до Берлина. К 40-летию Победы мой прадед был награжден Орденом Отечественной войны II Дата наградного документа: 06.04.1985, № наградного документа: 80.
Оленева Анастасия.